Дети воспринимают мир позитивно. Не столько от
нехватки опыта, сколько от абсолютного доверия миру. Для них сложно, а
порой совершенно невозможно представить себе последствия неприятностей и
катастроф, да и сами эти события могут казаться нереальными.
Для ребенка мир − это он сам. Окружающие для него −
часть этого прекрасного мира, часть его самого. Все происходящее вокруг −
это данность, а не плод чьих-то усилий. Он не сравнивает свой мир с
другими мирами, он просто принимает его и наслаждается им.
Обратите внимание: ребенок, с которым вместо матери
будет проводить все свое время, скажем, отец, не увидит в этом ничего
необычного, пока не столкнется с другими семьями, пока не сравнит. И
чтобы сравнение не стало началом неуверенности, стоит научить ребенка
ценить себя и свой мир и принимать его, а значит, и себя, целиком.
Уже взрослея, ребенок начинает учиться бояться. Но
учится не он сам, его этому учат. Иногда намеренно, иногда неосознанно.
Все предостережения, которыми богаты народные пословицы и потешки,
советы доброхотов на улице, несут в себе негативный заряд, который,
накапливаясь, может исказить врожденное позитивное восприятие мира. Вместо запугиваний можно научить ребенка предусмотрительности и дать ему инструмент для решения возникающих проблем.
Конечно, проще, а порой и эффективнее, напугать,
обеспечив на какое-то время боязливое послушание ребенка. Но не стоит
забывать, что все в этом мире взаимосвязано. И все бабайки и дюдюки
нашего детства потом могут трансформироваться до полной неузнаваемости.
Наверное, многие знают детей, называемых в народе
нытиками. Стоит такому ребенку упасть, как он начинает кричать, что
сломал ногу. Крапива таких детей жжет как-то особенно сильно, часто это
сопровождается реальными проявлениями ожогов, аллергических реакций,
имеющих в большинстве случаев психосоматические корни.
Такие дети частенько бояться грозы, собак, громких
звуков и любого изменения привычной ситуации. Они предпочитают
тактильные контакты и присутствие рядом любимого взрослого − это дает им
ощущение безопасности, которого нет в них самих.
Причиной такого поведения, скорее всего, является не
плохое воспитание или врожденная черта характера, а отсутствие
уверенности в себе, недостаток доверия другим.
Ребенка не нужно учить думать позитивно. Достаточно просто не мешать ему делать это.
Конечно, здесь встает вопрос приоритетов: что важнее
для взрослого − сказать: «Не лезь к собаке, укусит!», обеспечив себе тем
самым относительное спокойствие, потому что ребенок побоится подходить к
животному, или же научить малыша безопасному поведению с животным, дав
ему уверенность в своих силах и навык обращения с окружением, сохраняя
доброе отношение с миром и самим собой.
К сожалению, стереотипы поведения, сложившиеся
задолго до нас, и присутствующие как в наших головах, так и в народной
мудрости и сказках, преодолевать трудно. Но именно их преодоление дает
возможность воспитать сильную, уверенную в себе личность.
Все страхи у детей и предрассудки у взрослых − это незнание инструментов для понимания и владения ситуацией.
Конечно, во всем нужно знать меру. И ложная
самоуверенность ни к чему хорошему не приведет. Копнув чуть глубже,
можно увидеть, что и в самоуверенности кроется страх неудачи, страх
неизвестности.
Ребенок, безрассудно залезающий на высокую стену, не
имея при этом ни сил для ее преодоления, ни поддержки взрослого, − это
человек, которому не дали возможности, не научили здраво оценивать себя и
свое место в окружающем мире.
Вслушайтесь в наши разговоры. Как часто мы говорим
«не делай!», вместо того чтобы сказать «а попробуй иначе». Что хочется
крикнуть ребенку, тянущемуся к горячей воде? Когда последний раз вы
разрешали сыну или дочке поваляться на траве или снегу без того, чтобы
прервать их предостерегающим «встань, замерзнешь (замараешься)!»?
Сколько раз слышали разговоры мам и бабушек о здоровье ребенка в его
присутствии: «Он все время болеет! Такой слабенький!»? Можете ли без
тревоги на лице и в голосе рассказать малышу, КАК ИМЕННО нужно
переходить дорогу, чтобы «не задавили, не сшибли, не покалечили, не
украли злые дядьки»?
Такие, казалось бы, мелочи лишний раз убеждают малыша
в существовании огромного количества непреодолимых препятствий в жизни.
Не давая при этом возможности разрешить ситуацию.
Психологи предлагают обучать ребенка самостоятельному мышлению, играя с ним в простые и важные для его развития игры.
Например, игра в перевертыши: нарисуйте или просто
опишите трудную ситуацию, предложите ребенку ее исправить, потом опять
усложните ее − пусть он снова придумает пути ее разрешения. (Пример:
человек вышел из дома, забыв зонт, на улице ливень. Как можно разрешить
ситуацию? Допустим, он купил зонт, но ветер сорвал спицы − что делать? И
так далее). Потом поменяйтесь ролями: теперь ваша очередь решать
жизненные задачки, предложенные ребенком.
Графический вариант игры больше подойдет визуалам,
словесный − аудиалам. Кинестетикам интереснее может быть вариант игры с
пластилином или глиной.
Можно поиграть с малышом в игру под кодовым названием «Что не…»:
− Это что?
− Чашка.
− А, может, это все-таки машина? Нет? Но она же красная, как та, что
стоит под окном! Все равно нет? Тогда это, наверное, стакан. Опять нет?
Но в него тоже наливают воду! А в чем же тогда различия?
Или:
− Кто это?
− Котенок.
− Да, это не еж, не воробей, а еще кто не?
Еще вариант:
− Покажи свою не левую руку. А теперь не правую ногу.
Такие упражнения помогают ребенку вычленять главное,
не отвлекаясь на незначительные детали, и, таким образом, повышают его
уверенность в правильности собственного мнения.
Однако если ваш малыш уже имеет какие-то страхи или
просто любит придумывать всевозможные ужасы «на ровном месте», не стоит
его ругать или запрещать ему подобные разговоры. Дайте ему возможность
видеть не только опасные и пугающие стороны действительности, но и
положительные моменты. А также пути их достижения. Возможно, для него
это своего рода психологическая разрядка.
Попробуйте вместе с ним найти варианты решения им же придуманных ситуаций.
И помните: все, что есть в голове вашего ребенка, − плод ваших слов и поступков.
Источник: http://www.rastem.ru
|