Четверг, 28.03.2024, 15:15

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Вход

Наш класс

Меню

Категории каталога
Информация для родителей [19]

Наша школа
Начальная школа МБОУ СОШ№ 64 г.Новосибирск

КАНИКУЛЫ
осенние
29.10-4.11
зимние
30.12-10.01
весенние
21.03-31.03

Голосуйте за нас!
Проголосуй за наш сайт







Мини чат

В помощь учителю
Сайт Школьно-Студенческая социальная Сеть! Презентации, новости, скачать медодическую разработку, все для учителя, все для родителей anstars.ru - Учительский портал -Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Каталог сайтов 'Российское образование в сети'
Методсовет 3500 разработок для учителя

Опрос
Как Вы попали на этот сайт?
Всего ответов: 166

Главная » Статьи » Родителям » Информация для родителей

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ЧИТАЮТ? (Окончание)

(Окончание)

А теперь о пересказе. Следует полностью исключить простой пересказ, когда мы просим ребенка близко к тексту по памяти воспроизвести содержание. Запоминание текста в этом случае достигается путем многократных прослушиваний или прочтений и пересказа (сначала по частям, а потом и в целом). Если этому упорно учить, то мы можем сильно затормозить процесс развития мышления ребенка. Ребенок должен научиться пересказывать, но другим способом – начиная с осмысления содержания текста.

1.Любой текст состоит из абзацев. Каждый абзац оформляет часть текста, представляющую собой законченную мысль.

 2.Прочитав абзац, ребенок не должен его пересказывать, а должен своими словами одним предложением сказать, о чем шла речь. Сделать это отнюдь не просто. Сначала нужно научить ребенка обсуждать содержание, выделять главную мысль и только потом пытаться её коротко и более четко сформулировать. Если текст состоит, например, из пяти абзацев, то в результате такой работы будет выделена его внутренняя смысловая структура или составлен план из пяти пунктов

.3. Только после этого можно переходить к пересказу, но не с начала и не подряд всего текста, как делается обычно. Пересказывать следует вразбивку, например, пусть ребенок расскажет четвертый пункт плана, потом первый, и т.д.

Такой пересказ необходим для того, чтобы ребенок ориентировался в первую очередь на смысл прочитанного, чтобы развивалось его мышление, а не память. В результате такой работы ребенок научится подходить к любому тексту аналитически, выделять его внутреннюю смысловую структуру и логику. Главное же, что его обучение в целом станет более осмысленным, и понятийное мышление ребенка, которое не рождается само по себе, а лишь формируется в процессе обучения, будет эффективно развиваться.

Приложение 1

Что же можно сделать, чтобы книга стала добрым другом, помощником, советчиком для ребенка?

*       Даже у самого маленького ребенка книга должна ассоциироваться с самыми приятными вещами – мамиными руками, ее теплом, ее улыбкой. Если малыш почувствует, что книга – это удовольствие, то, повзрослев, он сам потянется к ней.

*       Собирайте домашнюю библиотеку. Пусть она будет и не очень большой, но не случайной. Ведь это просто здорово, когда книга имеет свою историю. Иногда стимулом для чтения может стать ваш рассказ о том, при каких обстоятельствах книга была приобретена, как она попала в ваш дом, у кого побывала до того, как заняла свое место на вашей полке. Не разменивайтесь на мелочи – собирайте те книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд. И помните: когда у вас появятся внуки, история этих книг только удлинится, а их ценность повысится.

*       Не пренебрегайте чтением вслух. Используйте этот прием хотя бы в терапевтических целях, например, когда ваш малыш заболел. Стремитесь к тому, чтобы ваше чтение переросло в самостоятельное чтение ребенка. Сначала можно читать по очереди, хотя бы и через строчку, но постепенно отдавать инициативу малышу, не забывая хвалить его за выразительность и артистизм. Попросите читать для себя или для бабушки. А может, ваша кошка или попугай окажутся большими любителями слушать сказки? На первых порах ребенок тоже должен читать только вслух, это выработает навык и поможет вам установить, как он понимает прочитанное.

*       Если вы почувствуете, что прочитанное вами неверно понимается или не понято совсем, потренируйте ребенка на пословицах и поговорках. Пусть объяснит их смысл. Почитайте ему басни, но без морали – полезнее будет ему самому сформулировать ее.

*       Когда вы читаете, просите ребенка рисовать. Это пробудит его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее. Только не забывайте все время хвалить!

*       Если ученик начальной школы читает совсем плохо, используйте кассеты с записями. Сейчас в продаже можно найти практически любое классическое произведение, прочитанное профессиональным актером или чтецом. Вначале ребенок будет только слушать, но потом подскажите ему следить за читаемым по книге. Вы сами не заметите, как скорость чтения и понимание возрастут, а ребенок постепенно втянется в процесс и полюбит то, что стало легким и понятным. Нам известен случай, когда слепая мама именно таким образом приучила к чтению своего зрячего сына.

*       Чтобы школьная литература не вызывала скуку, предваряйте программу. Вы всегда можете заранее рассказать что-то интересное и необычное про авторов, чьи произведения еще только будут изучаться, познакомить с веселыми и увлекательными страницами их непрограммных книг, сходить на спектакли по этим произведениям. Тогда восприятие обязательных произведений будет позитивным.

Приложение 2

Упражнения рекомендуется проводить

с медленно читающими детьми.

1."Сложи слова "

 Слова пишутся на двух небольших карточках так, чтобы первая половина была написана на одной карточке, а вторая - на другой (например, пе-тух, сапо-ги, тет-радь). Слева кладут карточки с началом слов, а справа - с их вторыми половинками. Нужно сложить карточки так, чтобы получилось осмысленное слово. В более сложных вариантах половинки слов перемешиваются, и ученик сам находит их начало и конец, иногда просят подобрать похожие по написанию слова (например, моло-ко, моло-ток, моло-дец; по-года, по-беда, по-суда; бе-седа, бе-рег, бе-реза).

2." Прогнозирование ".

 Прогнозирование слова на основе восприятия его отдельных элементов: ребенок должен определить недостающий слог в слове.

3."Словесные горки ".

Ребенку предлагается последовательно прочитать 15 слов, записанных одно под другим в виде горки, то есть каждое нижнее слово длиннее верхнего на одну букву. Самое верхнее слово состоит из двух букв, а самое последнее – из 11.Чем ниже ребенок будет спус­каться, тем труднее ему будет читать. Сумеет ли он добраться до самого последнего слова?

4."Чтение пунктирно написанных слов ".

Детям выдают­ся карточки со словами, буквы в которых написаны не пол­ностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность прочтения. Задание: "Слова разрушились, но их надо прочитать". Сте­пень разрушения букв с каждым разом постепенно увели­чивается.

5."Поиск заданной буквы ".

 Ребенок должен, в течение 30 сек найти в тексте заданную букву. Отыскав, он ее подчеркивает или обводит кружком. Ошибки обсуждаются. Затем дается такое же  задание на отыскание другой буквы.

6."Найди слова ".

Ребенку дают 18-20 карточек, на каждой  из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, машина - малина, Маша - Миша, Тоня - Толя, стойка - стайка и др.

7."Прочитай быстро".

Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной или несколькими буквами: близкий - ближний, дедушка - девушка, редкий -резкий, пуховой - пушной, соседний -соседский.

8."Чтение строчек с прикрытой верхней половиной ".

Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать приходится только по нижним частям букв. Желая облегчить себе задачу, ученик, вслух читая верхнюю строчку, будет стремиться одновременно быстро про себя прочитать нижнюю, следующую строчку, пока она открыта. Переход на такой способ чтения весьма желателен, так как формирует способность быстрого схватывания целиком нескольких слов.

9."Словесные столбики".

Взрослый быстро открывает и закрывает слова, состоящие из четырех букв, а ученик читает до тех пор, пока не будет схватывать слово за мгновение. Затем ребенку даются карточки со словами из большего количества букв. Упражнения продолжаются до тех пор, пока он не научится читать слова, состоящие из десяти букв.

Примеры слов: отец, поле (4); город, адрес (5); ворона, сирень (6); ботинки, корзи­на (7); карандаш, волейбол (8); смородина, крохотный (9); скворечник, количество (10).

10.«Мгновенное восприятие слов, словосочетаний и предложений».

Для расширения поля чтения   ребенок должен мгновенно охватить глазами столько слов, сколько сможет за одно восприятие, и произнести их, не глядя в текст.

11."Произнеси быстро".

Дается скороговорка, и просят 10 раз подряд произнести ее вслух - без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования.

Категория: Информация для родителей | Добавил: alika (18.07.2010)
Просмотров: 1574 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Ninel  
Отличная статья. Много полезной информации, всё понятно и доступно. Очень интересные упражнения.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Полезная программа
Отличник
Стоп-кадр
Новое на сайте
Контрольные работы по русскому языку 
Шаблон презентации "Осень" 
Проверочная работа по русскому языку 
Рабочая программа по литературному чтению3 класс 
Рабочая программа по технологии 2 класс 
Крестики-нолики
Морской бой
Спасик и его друзья
Спасик и его команда
Спасик и его друзья
Популярное на сайте
Шаблоны для оформления классного уголка 
Презентация к 1 сентября 
Контрольные работы по математике за 1 полугодие 1, 2, 3, 4 классы 
Шаблоны для оформления классного уголка № 8 
Шаблоны для оформления классного уголка № 7 
Пазлы "Маша и медведь"
Планер и ласточка из бумаги
Пазлы "Маша и Медведь 2"
Телефон у ребенка в школе. Нужен ли он?
Спасик и его друзья
Поиск
Наши гости
free counters

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Статистика
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
 KINDER.RU
Яндекс.Метрика

SafeWeber.ru
Тиц и pr сайта
Яндекс цитирования

Сайт Кляйн Аллы © 2024